Путеводитель по адаптации

  • Адаптация
    Адаптация — это приспособление текущих компетенций к работе в компании.
    Тебе предстоит пройти путь от новичка до самостоятельного работника.

    Процесс адаптации — это выход из привычной комфортной среды в новую, и он неизбежно сопровождается стрессом. В твоих силах управлять адаптацией и влиять на успешное ее завершение.

    Поговори со своими наставником и руководителем, никто не заинтересован в масштабных ошибках.
    Большинство вопросов можно решить, а если невозможно решить, то это важно признать вовремя.
    Период адаптации важное, но конечное время.

  • Сроки
    В среднем для адаптации нужно около 3 месяцев, иногда этот процесс длится до полугода, а в редких случаях заканчивается раньше.

    Сроки по направлениям адаптации:
    Корпоративная: в первые 7-10 дней получаешь информацию и знакомишься с компанией, однако сам процесс социализации и приспособления к культуре может занимать от 3 до 6 месяцев.


    Профессиональная: занимает от 2 до 5 месяцев. Обычно трех месяцев работы с наставником достаточно, чтобы твои профессиональные скиллы адаптировались к компании и работе с основными заказчиками
  • Кто поможет
    Твои союзники — наставник и руководитель, помощники — различные информационные материалы и курсы обучения.
    Иногда бывает так, что наставник и руководитель — одно лицо.
    Чаще всего наставник отвечает за профессиональную адаптацию: знакомит с инструментами, средой, заказчиками, поддерживает в первых профессиональных задачах, дает обратную связь. С большей вероятностью твой наставник — эксперт в той области задач, в которой тебе предстоит работать..

Что важно понимать?

Адаптация это время эмоциональных переживаний и перехода к новым условиям
  • Не торопись. Всему свое время.
    Спрашивай. Обращайся за советом, помощью к наставнику, руководителю, коллегам.
    Не бойся ошибиться. Ошибаются все. Принимай ответственность за ошибки, и ищи возможность минимизировать их последствия.
    Развивайся. Обновляйся. Совершенствуйся.
    Поставь цель: каждый день становиться лучше, хотя бы чуть-чуть. Маленькие ежедневные улучшения в итоге принесут большие преимущества.
  • Не идеализируй
    Скучать по старой работе, привычной среде, идеализировать прошлое — это нормально.
    Но скорее всего, раз ты покинул предыдущую компанию — были на то причины, вспомни о них.
    Большинство вопросов можно решить, а если невозможно решить, то это важно вовремя признать.
  • Если ты ошибся с выбором, спроси себя
    Ты можешь признать свой выбор компании или роли ошибочным. Прежде чем это сделать, спроси себя:
    В чем разница между ожиданиями и реальностью?
    Все ли из списка мероприятий я выполнил?
    Действительно ли мне не подходит компания, задачи и цели?
    Каким я вижу для себя альтернативные условия и цели?
    Могу ли я повлиять на создание условий в этой компании или мой выбор — уйти?
  • Первые дни, первый месяц адаптации, что важно?
    Время знакомиться, изучать, слушать и задавать вопросы.

    С чем важно ознакомиться и что изучить:

    Общая корпоративная информация
    Регламентная информация, информация о компании ее истории, важная информация о подразделениях и компании
    Информация о продукте.

    Профессиональная адаптация
    Профессиональное обучение начинается почти сразу.

    Что важно спросить на этом этапе у наставника и руководителя:


    Организационные вопросы:

    ⦁ Формат взаимодействия с руководителем, наставником, другими заинтересованными лицами.
    ⦁ Какие предусмотрены регулярные взаимодействия, кому и в какой форме (письмо, устно, встреча) задавать вопросы по различным темам?
    ⦁ Как и когда вы получите доступы к системам и инструментам?

    Про цели, задачи, результат:
    ⦁ Какие наиболее значимые задачи стоят перед командой в данный момент и ожидаются в ближайший год?
    ⦁ Какой вклад я могу внести в решение значимых задач?
    ⦁ Какие цели и задачи у моей роли или позиции в компании?
    ⦁ Какая наиболее значимая проблема должна быть решена мной?
    ⦁ Какие задачи мне предстоит решать в обычном режиме, как будут оцениваться результаты, как мне понять, что я справляюсь со своей ролью?
    ⦁ Какие задачи я буду решать на этапе ввода?
    ⦁ Что будет результатом моей профессиональной адаптации?
    ⦁ Что делать, если что-то пошло не так?

    Про заказчиков и заинтересованных лиц:
    ⦁ Кто мои внутренние заказчики или стейкхолдеры — заинтересованные лица – группы людей или отдельные люди, которых затрагивает проект?
    ⦁ Кто мои внешние заказчики или заказчики подразделения?
    Про инструменты и регламенты:
    ⦁ Какие инструменты мне важно изучить на этапе ввода и чем предстоит пользоваться в рабочей деятельности?
    ⦁ Какие есть специфические регламенты у отдела, подразделения, команды?
    Оплата, мотивация, развитие:
    ⦁ Как я влияю на компенсацию (KPI, система премирования)?
    ⦁ Какой путь развития у моей роли? Успешные примеры развития в моей роли.
  • Второй месяц
    Время говорить и предлагать.

    Ты уже ознакомился с основной информацией, инструментами, регламентами.
    Познакомился с руководителем, наставником, коллегами и заказчиками.
    Время начать соотносить свой опыт со знаниями о компании и с твоими командными задачами.

    Вопросы из как у вас тут устроено, плавно трансформируются в вопросы почему устроено именно так и, как я могу со своим опытом, скиллами на это повлиять.

    Проведи анализ первого месяца в компании:

    Организационные вопросы:

    ⦁ Как я взаимодействую с руководителем и наставником?
    ⦁ Как я взаимодействую с командой?
    ⦁ Как я взаимодействую с заказчиками?

    Корпоративные:

    ⦁ Я чувствую себя комфортно, безопасно, могу решать бытовые вопросы?
    ⦁ Что я узнал о компании за предыдущий месяц?
    ⦁ Знаком ли я с регламентами, регулирующими мою деятельность в компании?
    ⦁ Достаточно ли мне информации о компании?

    Продуктовые:

    ⦁ Я сдал основные тесты по продуктам на достаточном уровне?
    ⦁ Какие продукты компании мне известны?
    ⦁ На какие продукты я влияю непосредственно, а на какие косвенно?

    Профессиональные:
    ⦁ Какие инструменты я изучил?
    ⦁ Что является результатом работы моей команды, и какой вклад могу внести я?
    ⦁ Начал ли я выполнять самостоятельно задачи?
    ⦁ Какие первые результаты моей работы?
    ⦁ Как я и мои заказчики оценивают прогресс в части выполнения рабочих задач?
    ⦁ Что важно сделать в следующем месяце?
    ⦁ Чему мне нужно научиться или уделить внимание?
  • Третий месяц
    Заключительные 30 дней — время действовать. Время первых самостоятельных результатов.

    Вопросы для анализа второго месяца:

    Профессиональные вопросы:

    ⦁ Какова моя скорость владения рабочими инструментами? Позволяет ли она мне быть эффективным в решении задач?
    ⦁ Какой вклад я внес в командный результат?
    ⦁ Какую часть задач от всего объема задач моей роли я могу выполнять самостоятельно?
    ⦁ Какие первые результаты моей работы?
    ⦁ Как я и мои заказчики оценивают прогресс в части выполнения рабочих задач?
    ⦁ Что важно сделать в следующем месяце?
    ⦁ Чему мне нужно научиться или уделить внимание?
  • Окончание периода адаптации

    Время подвести итоги адаптации и составить долгосрочный план:

    Организационные вопросы:

    ⦁ Я достаточно хорошо взаимодействую с руководителем.
    ⦁ Я часть рабочей команды и могу отвечать за свой участок работы.
    ⦁ Я знаю основных заказчиков и умею с ними взаимодействовать.

    Корпоративные:
    ⦁ Я знаком с компанией, ее историей и понимаю свое место в общей структуре компании.
    ⦁ Я знаком с регламентами и могу решать бытовые вопросы.
    Продукты и клиенты:
    ⦁ Я понимаю, кто клиент продуктов компании, и как продукт компании решает его задачи.
    ⦁ Я понимаю, какой вклад в продукт компании вносит моё подразделение, и как я влияю на результат.

    Профессиональные:
    ⦁ Я изучил инструменты и они оптимизируют мою рабочую деятельность.
    ⦁ Я знаю, какие задачи стоят перед подразделением и командой на ближайшее время и какой вклад я могу внести в решение этих задач.
    ⦁ Я могу самостоятельно решать рабочие задачи с достаточным уровнем качества.
    ⦁ Я готов к взаимодействию с основными заказчиками.
    ⦁ Мои заказчики и руководитель оценивают мой вход в рабочую деятельность состоявшимся.
    ⦁ Я знаю, чему мне нужно научиться в ближайшее время и могу составить план профессионального развития на ближайшие месяцы.
    ⦁ Я могу самостоятельно оценивать свой прогресс в решении задач.
    ⦁ Я знаю, как устранять ошибки и решать профессиональные проблемы.

  • План на ближашее время

    Составь план своей профессиональной деятельности на ближайший месяц и обсуди его реализацию с руководителем.
    Примерный план включает в себя следующие типы задач:
    ⦁ Регламентные или обслуживающие рабочие задачи.
    ⦁ Рабочие задачи, напрямую влияющие на создание важного результата.
    ⦁ Рабочие задачи на развитие у тебя новых востребованных компетенций.
    Поблагодари наставника за помощь и сопровождение в периоде адаптации.
    Порадуйся тому, что прошел путь из новичка в самостоятельного работника.

    Поздравляю!